5 сентября 2022

Мы требуем освобождения Ивана Сафронова. От команды «Бумаги»

30 августа 2022 года Ивана Сафронова приговорили к 22 годам колонии строго режима и штрафу в 500 тысяч рублей по обвинению в «госизмене». Ранее прокуратура требовала для бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» 24 года колонии.

После приговора Ивану Сафронову мы обновили эту публикацию.

Это устрашающий срок, однако ФСБ так и не предоставила каких-либо доказательств вины журналиста. Более того, 29 августа издание «Проект» опубликовало расследование, в котором сопоставило факты из обвинительного заключения, которые ФСБ называет гостайной, с данными, находящимися в открытых источниках. Обычный поиск в интернете показал, что обвинения в адрес Ивана Сафронова не выдерживают критики: использованная информация на момент написания им материалов находилась в открытом доступе, где ее мог увидеть каждый.

Кроме того, обвинение никак не подтвердило и то, что журналист имел доступ к секретным материалам и тем более передавал их какой-либо разведке. В деле нет и доказательств получения им вознаграждения от иностранных спецслужб.

В целом обвинительное заключение представляет собой описание активной и качественной журналистской работы Ивана Сафронова — и противоправной деятельности ФСБ, установившей слежку за ним еще в 2014 году.

В нормальной ситуации публикация «Проекта» вызвала бы скандал и повлекла за собой полное оправдание журналиста и наказание тех, кто его незаконно преследует. Однако в нашей реальности суд спокойно готовится вынести приговор невиновному, и надежды на то, что он будет оправдательным, почти нет. Такова статистика российских судов.

Во время следствия на Ивана Сафронова и его адвокатов оказывалось сильнейшее давление: он провел в СИЗО «Лефортово» два года без возможности увидеть близких и даже позвонить матери; двое его адвокатов — Иван Павлов и Евгений Смирнов — были вынуждены уехать из страны из-за угроз, еще один — Дмитрий Талантов — сидит в СИЗО.

Несмотря на это, Иван Сафронов не пошел на сделку с совестью и не оговорил себя, хотя ФСБ не раз предлагала ему признать вину и раскрыть свои журналистские источники в обмен на уменьшение наказания. Требование приговорить Сафронова к невероятному сроку — это месть, в том числе за твердость духа журналиста и отказ идти на сотрудничество.

Нам очевидно, что причина преследования Ивана Сафронова не в «госизмене», которая ничем не подтверждена, а в его журналистской работе и материалах, которые он публиковал без оглядки на мнение Минобороны и российской власти.

«Бумага» и десятки независимых журналистов и изданий требуют:

  • немедленного освобождения Ивана Сафронова из-под стражи;
  • пересмотра дела и приобщения к нему всех материалов, предоставленных защитой;
  • отвода состава суда, доказавшего делом свою предвзятость и ангажированность;
  • расследования в отношении должностных лиц, допустивших нарушения в ходе следствия.

Мы призываем журналистов и просто неравнодушных людей требовать от властей выполнения этих требований.

Журналистика — не преступление. Иван Сафронов должен быть оправдан.

Фото на обложке: Иван Сафронов. Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Давление на свободу слова
Пацифизм, будущее и Петербург. Переводчик Дмитрий Симановский запустил в Риге издательство ÜBERBAU
«Кинопоиск» четыре раза перенес премьеру сериала «Преступление и наказание». В индустрии это связывают с цензурой
В Петербурге идет суд по делу «Весны». Главное о деле
Петербуржца оштрафовали на полмиллиона рублей за комментарии о Путине и Кадырове
Генпрокуратура добилась отмены 4 тысяч решений о реабилитации жертв политических репрессий против «изменников родины»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.